Типы документов

Реклама

Партнеры


Постановление Правительства Белгородской обл. от 28.09.2015 N 354-пп "О внесении изменений в постановление Правительства области от 19 января 2009 года N 6-пп"



ПРАВИТЕЛЬСТВО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 сентября 2015 г. № 354-пп

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ОБЛАСТИ
ОТ 19 ЯНВАРЯ 2009 ГОДА № 6-ПП

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 459-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2005 года № 69 "О государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, размере и порядке взимания платы за ее проведение", в целях приведения в соответствие с действующим законодательством нормативных правовых актов области Правительство Белгородской области постановляет:

1. Внести в постановление Правительства области от 19 января 2009 года № 6-пп "Об утверждении Положения о территориальной комиссии по запасам общераспространенных полезных ископаемых Белгородской области и Инструкции о порядке проведения государственной экспертизы геологических материалов территориальной комиссией по запасам общераспространенных полезных ископаемых Белгородской области" следующие изменения:
- в заголовке к постановлению, тексте постановления слова "общераспространенных полезных ископаемых Белгородской области" заменить словами "участков недр местного значения Белгородской области";
- в пункте 3 постановления слова "Левченко А.А." заменить словами "Абрамов О.В.";
- признать утратившим силу состав территориальной комиссии по запасам участков недр местного значения Белгородской области, утвержденный в пункте 1 названного постановления;
- утвердить в пункте 1 названного постановления состав территориальной комиссии по запасам участков недр местного значения Белгородской области (прилагается);
- признать утратившим силу Положение о территориальной комиссии по запасам участков недр местного значения Белгородской области, утвержденное в пункте 1 названного постановления;
- утвердить в пункте 1 названного постановления Положение о территориальной комиссии по запасам участков недр местного значения Белгородской области (прилагается);
- признать утратившим силу Инструкцию о порядке проведения государственной экспертизы геологических материалов территориальной комиссией по запасам участков недр местного значения Белгородской области, утвержденную в пункте 2 названного постановления;
- утвердить в пункте 2 названного постановления Инструкцию о порядке проведения государственной экспертизы геологических материалов территориальной комиссией по запасам участков недр местного значения Белгородской области (прилагается).

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор Белгородской области
Е.САВЧЕНКО





Утвержден
постановлением
Правительства Белгородской области
от 28 сентября 2015 г. № 354-пп

СОСТАВ
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ КОМИССИИ ПО ЗАПАСАМ УЧАСТКОВ
НЕДР МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Абрамов
Олег
Васильевич
- заместитель Губернатора области, председатель комиссии
Минькин
Денис
Витальевич
- заместитель начальника департамента - начальник управления промышленности и предпринимательства департамента экономического развития области, заместитель председателя комиссии
Маслов
Сергей
Геннадьевич
- начальник отдела лицензирования и развития минерально-сырьевых ресурсов управления промышленности и предпринимательства департамента экономического развития области, секретарь комиссии
Члены комиссии:
(секция общераспространенные полезные ископаемые)
Бабец
Алексей
Матвеевич
- заместитель генерального директора по науке ОАО "НИИКМА" (по согласованию)
Гусейнов
Иззат
Исаевич
- начальник геологического отряда по поискам и разведке строительных материалов ООО "Белгородгеология" (по согласованию)
Дунаев
Владимир
Александрович
- заведующий отделом геологии и геоинформатики ОАО "ВИОГЕМ", профессор, доктор геолого-минералогических наук (по согласованию)
Дунай
Евгений
Иванович
- главный геолог ООО "Белгородгеология" (по согласованию)
Кудриков
Юрий
Михайлович
- руководитель Белгородского филиала ФБУ "Территориальный фонд геологической информации по Центральному федеральному округу" (по согласованию)
Кузовкин
Николай
Васильевич
- заместитель начальника геологического отряда по поискам и разведке строительных материалов ООО "Белгородгеология" (по согласованию)
Начвинов
Сергей
Николаевич
- начальник горного отдела ООО "Центрогипроруда" (по согласованию)
Перекотий
Александр
Николаевич
- заместитель главного инженера ООО "Центрогипроруда" (по согласованию)
Плужников
Иван
Федорович
- генеральный директор ООО "Белгородгеология" (по согласованию)
Серый
Сергей
Степанович
- заместитель директора по науке ОАО "ВИОГЕМ", кандидат технических наук (по согласованию)
Терентьев
Михаил
Викторович
- консультант отдела жилищного строительства управления жилищного строительства и реализации федеральных программ департамента строительства и транспорта области
Члены комиссии:
(секция подземные воды)
Долгова
Людмила
Александровна
- начальник гидрогеологического отдела ГУП "Белводоканал" (по согласованию)
Лупандина
Елена
Васильевна
- гидрогеолог ООО "Белгородгеология" (по согласованию)
Немененок
Вадим
Тадеушевич
- главный гидрогеолог ООО "Белгородгеология" (по согласованию)
Погорельцев
Иван
Александрович
- начальник отдела геологии и лицензирования по Белгородской и Курской областям Департамента по недропользованию по Центральному федеральному округу (по согласованию)
Спиридонов
Александр
Иванович
- директор ТЦ "Белгородгеомониторинг" АО "Геоцентр-Москва" (по согласованию)
Титов
Владимир
Иванович
- ведущий специалист ОАО "ВИОГЕМ" (по согласованию)
Трофимова
Елена
Николаевна
- ведущий специалист-эксперт отдела геологии и лицензирования по Белгородской и Курской областям Департамента по недропользованию по Центральному Федеральному округу (по согласованию)





Утверждено
постановлением
Правительства Белгородской области
от 28 сентября 2015 г. № 354-пп

ПОЛОЖЕНИЕ
О ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ КОМИССИИ ПО ЗАПАСАМ УЧАСТКОВ
НЕДР МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

1. Территориальная комиссия по запасам участков недр местного значения Белгородской области (далее - ТКЗ) образуется с целью проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет от 100 до 500 кубических метров в сутки (далее - подземные воды), геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, участках недр местного значения, а также об участках недр местного значения, используемых для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых на территории Белгородской области.
2. Основной задачей ТКЗ является оценка достоверности информации о запасах общераспространенных полезных ископаемых, подсчете запасов подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет от 100 до 500 кубических метров в сутки, и иных свойствах недр с целью рационального использования государственного фонда недр.
3. В соответствии с основной задачей ТКЗ:
- организует и проводит в пределах своей компетенции экспертизу геологической информации о запасах общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод и иных свойствах недр, включая технико-экономические показатели их освоения, и дает заключение о возможности использования указанных объектов в хозяйственных и иных целях;
- утверждает кондиции (технические условия) для подсчета запасов общераспространенных полезных ископаемых в недрах и участков недр, пригодных для использования в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, и их учета в государственных балансах;
- рассматривает результаты оперативного учета запасов общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод, осуществляемого в процессе их геологического изучения или добычи, и дает заключение о возможности использования этих данных;
- рассматривает по заявкам материалы подсчета запасов общераспространенных полезных ископаемых и оценки участков недр, пригодных для использования в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, независимо от степени их изученности и дает соответствующие заключения по поставленным перед ней вопросам;
- выполняет экспертизу геологической информации о запасах общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод и иных свойствах недр в связи с их переоценкой по результатам эксплуатационных работ и необходимостью пересмотра условий пользования;
- обобщает результаты экспертизы и готовит предложения о совершенствовании геологического изучения, охраны и использования недр и их ресурсов;
- анализирует данные государственного и оперативного учета месторождений общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод и участков недр промышленного назначения, готовит предложения о совершенствовании учета запасов общераспространенных полезных ископаемых и участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, пересмотре подсчетных и оценочных кондиций;
- обеспечивает участие заинтересованных недропользователей в рассмотрении результатов экспертизы информации о запасах и иных свойствах недр.
4. В своей деятельности ТКЗ руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральными Конституционными законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, законами Белгородской области, постановлениями и распоряжениями Правительства Белгородской области, другими нормативными актами, регулирующими деятельность в сфере недропользования, и настоящим Положением. ТКЗ несет ответственность за обоснованность экспертных оценок информации о запасах общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод и иных свойствах недр, а также за нарушение прав собственности на информацию, представленную ей в процессе экспертизы, в том числе за нарушение ее конфиденциальности.
5. ТКЗ предоставляется право:
- привлекать к проведению государственной экспертизы информации о запасах общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод и иных свойствах недр научные или иные организации;
- требовать от хозяйствующих субъектов и учреждений, представляющих материалы в ТКЗ, соблюдения установленного порядка представления и оформления геологической информации о запасах общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод и иных свойствах недр, определяющих их ценность;
- получать в установленном порядке всю необходимую информацию об объектах экспертизы независимо от ведомственной принадлежности и прав пользования;
- предоставлять экспертам в установленном порядке необходимую для проведения экспертизы информацию с соблюдением существующих правил пользования этой информацией;
- отклонять или направлять на доработку экспертные заключения, выполненные с нарушениями законодательных норм, порядка проведения государственной экспертизы и требований настоящего Положения.
6. Принятые ТКЗ решения по вопросам, отнесенным к ее компетенции, являются обязательными для хозяйствующих субъектов и учреждений (недропользователей) независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности.
7. Численный и персональный состав, а также структура ТКЗ утверждаются Правительством Белгородской области по представлению департамента экономического развития Белгородской области.
8. ТКЗ возглавляет председатель комиссии.
9. Решения ТКЗ принимаются большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании по рассмотрению результатов экспертизы, при условии, что в заседании принимает участие не менее двух третей от общего числа ее членов.
10. Содержание, оформление и порядок представления на экспертизу геологических материалов о запасах общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод и иных свойствах недр устанавливаются нормативными документами, настоящим Положением и Инструкцией о порядке проведения государственной экспертизы геологических материалов территориальной комиссией по запасам участков недр местного значения Белгородской области.
11. Для проведения экспертизы материалов по конкретным объектам ТКЗ:
- формируются на временной основе экспертные комиссии, численный и квалификационный состав которых определяется исходя из состава и назначения представленных материалов и задач экспертизы;
- назначается по согласованию с привлекаемыми специалистами руководитель экспертной комиссии и устанавливается распределение обязанностей между ее членами.
12. Достижение согласованности действий экспертов в процессе проведения экспертизы, а также подготовка сводного заключения экспертной комиссии, учитывающего результаты работы отдельных экспертов, возлагается на руководителя экспертной комиссии.
13. Решения ТКЗ оформляются протоколами, которые в течение 5 дней с даты подписания членами комиссии утверждаются председателем комиссии. Копии протоколов вместе с материалами экспертизы направляются в организацию, представившую материалы, и в Белгородский филиал ФБУ "Территориальный фонд геологической информации по Центральному федеральному округу".
14. Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии возлагается на департамент экономического развития Белгородской области.





Утверждена
постановлением
Правительства Белгородской области
от 28 сентября 2015 г. № 354-пп

ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
ГЕОЛОГИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ КОМИССИЕЙ ПО
ЗАПАСАМ УЧАСТКОВ НЕДР МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Настоящая Инструкция определяет порядок проведения территориальной комиссией по запасам участков недр местного значения Белгородской области (далее - ТКЗ) государственной экспертизы геологической информации о запасах общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет от 100 до 500 кубических метров в сутки (далее - подземные воды), и иных свойствах недр, а также требования к представляемой в ТКЗ информации о запасах общераспространенных полезных ископаемых и иных свойствах недр, определяющих их ценность.

1. Общие положения

1.1. Государственная экспертиза геологической информации о запасах общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод и иных свойствах недр (далее - государственная геологическая экспертиза) проводится в целях создания условий для эффективного управления государственным фондом недр, их рационального и комплексного использования, а также определения платы и условий пользования недрами.
Государственная геологическая экспертиза предшествует принятию решений по геологическому изучению, охране и использованию недр или проводится с целью контроля и оценки эффективности исполнения ранее принятых решений.
1.2. Предоставление участков недр в пользование для добычи участков недр местного значения, строительства и эксплуатации подземных, а в отдельных случаях и наземных сооружений разрешается только после проведения государственной геологической экспертизы информации о природных свойствах этих участков.
При одновременном предоставлении недр для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также геологического изучения, оценки запасов и добычи подземных вод разработка месторождения может быть начата до проведения государственной геологической экспертизы при условии, что это предусмотрено лицензионным соглашением.
1.3. Государственная геологическая экспертиза информации о запасах общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод и иных свойствах недр осуществляется путем проведения анализа документов и материалов (далее - материалы) по:
- состоянию и перспективам развития работ по формированию минерально-сырьевой базы и использования недр в целях, не связанных с добычей общераспространенных полезных ископаемых;
- технико-экономическим обоснованиям (расчетам) и проектам строительства (реконструкции) горнодобывающих предприятий, подземных сооружений для захоронения промышленных отходов, нефтегазохранилищ и других объектов, а также наземных сооружений промышленного и гражданского назначения (ГЭС, АЭС, каналов и др.);
- проектам лицензионных соглашений и условий предоставления недр в пользование, а также в случае необходимости пересмотра ранее определенных показателей вследствие установленного в процессе геологического доизучения и эксплуатации объектов несоответствия этих показателей проектным или лицензионным;
- проектам комплексных схем использования и охраны природных ресурсов в части, относящейся к использованию и охране недр, в том числе проектов использования вторичного техногенного сырья, накопленного в отвалах горнодобывающего и перерабатывающего производств;
- вопросам формирования областного резервного фонда месторождений общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод и включения запасов общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод по отдельным месторождениям в этот фонд;
- состоянию и эффективности использования запасов минерального сырья и участков недр, предназначенных для целей, не связанных с разработкой месторождений общераспространенных полезных ископаемых;
- спорам и разногласиям, связанными с вопросами геологического изучения, охраны и использования ресурсов недр, а также по вопросам использования информации о недрах.
1.4. Основной задачей государственной геологической экспертизы является анализ и оценка соответствия геологических и других материалов, содержащих информацию о запасах общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод и иных свойствах недр, установленным стандартам (правилам, нормам), современному уровню научно-технического прогресса и возможности использования этих материалов в намеченных целях.
1.5. Государственная геологическая экспертиза оценивает:
- достоверность данных о количестве, качестве, составе, технологических и иных свойствах общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод, а также свойствах недр, определяющих возможность их использования в целях, не связанных с добычей общераспространенных полезных ископаемых;
- полноту и достоверность географо-экономических, геологических, горнотехнических, гидрогеологических, инженерно-геологических, экологических и иных условий освоения месторождений и участков недр, пригодных для использования в целях, не связанных с добычей минерального сырья;
- обоснованность выводов и предложений об оценке, охране и использовании недр, в том числе выводов и предложений о целесообразности и направлениях развития работ по расширению минерально-сырьевой базы, степени подготовленности запасов и участков недр, пригодных для использования в целях, не связанных с добычей, для последующего геологического изучения или промышленного освоения, а также предложений о предоставлении недр в пользование;
- результаты и качество поисковых, разведочных и иных работ по геологическому изучению и оценке недр, эффективность использования государственных и иных средств, направляемых на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
- последствия, в том числе связанные с воздействием работ на окружающую среду, и условия реализации программ, проектов, технико-экономических обоснований и других документов, явившихся обоснованием для производства работ по геологическому изучению, охране и использованию недр;
- эффективность использования разведанных запасов общераспространенных полезных ископаемых и участков недр, предназначенных для целей, не связанных с добычей общераспространенных полезных ископаемых, а также эффективность мер по ограничению вредного воздействия работ на недра и окружающую природную среду.
1.6. Объектами государственной геологической экспертизы являются все виды геологических и иных материалов, содержащих информацию о запасах общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод и участках недр, пригодных для использования в целях, не связанных с разработкой месторождений, в том числе:
- отчеты о результатах геолого-съемочных, поисково-разведочных, гидрогеологических и инженерно-геологических, научно-исследовательских, включая изыскания под строительство объектов промышленного и гражданского назначения, и других видов работ по геологическому изучению недр;
- геологическая и горно-технологическая документация, полученная в процессе геологического изучения и использования недр, включая данные об эксплуатации месторождений общераспространенных полезных ископаемых и участков недр;
- технико-экономические обоснования и проекты горнодобывающих предприятий и других объектов, сооружение которых связано с использованием недр.
1.7. Государственная геологическая экспертиза проводится с учетом назначения экспертизы, состава, полноты и детальности представляемых на экспертизу материалов, технической политики, осуществляемой органами государственной власти и управления в вопросах использования недр, существующей конъюнктуры на минеральное сырье и достижений научно-технического прогресса.
1.8. Для проведения государственной экспертизы участков недр местного значения заявитель направляет в адрес департамента экономического развития области следующие материалы и документы:
- материалы, подготовленные в соответствии с требованиями, определяемыми Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, в 3-х экземплярах на бумажном носителе и в 1 - на электронном носителе;
- документы, подтверждающие оплату государственной экспертизы в размере, установленном в соответствии с разделом V Постановления Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2005 года № 69 "О государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, размере и порядке взимания платы за ее проведение".
В случае непредставления заявителем документа, подтверждающего оплату государственной экспертизы, специалисты отдела лицензирования и развития минерально-сырьевой базы управления промышленности и предпринимательства департамента экономического развития области получают его через систему межведомственного электронного взаимодействия.
Проверка комплектности поступивших материалов осуществляется специалистами отдела лицензирования и развития минерально-сырьевых ресурсов департамента экономического развития области в течение 3 дней с даты регистрации поступивших материалов в журнале учета входящей документации департамента экономического развития области. Некомплектные материалы возвращаются заявителю.
1.9. Срок проведения государственной геологической экспертизы запасов определяется в зависимости от трудоемкости экспертных работ и объема материалов, но не должен превышать 30 дней.
В случае необходимости экспертная комиссия вправе запросить дополнительную информацию, уточняющую материалы, предоставленные заявителем. При этом срок проведения экспертизы может быть продлен, но не более чем на 30 дней.
1.10. Государственная геологическая экспертиза может проводиться на любой стадии геологического изучения и использования недр при условии, что представленные на экспертизу материалы позволяют дать объективную оценку основных параметров и экономического потенциала запасов общераспространенных полезных ископаемых (подземных вод) или других свойств недр, соответствующую стадии их изучения.
1.11. Заключение государственной геологической экспертизы является основанием для постановки запасов общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод на территориальный баланс.
1.12. Списание запасов общераспространенных полезных ископаемых с территориального баланса, в случаях утраты ими промышленного значения или неподтверждения данных по результатам геологоразведочных работ, осуществляется на основании заключений государственной экспертизы и актов на списание запасов общераспространенных полезных ископаемых (приложение к настоящей инструкции).
1.13. Ежегодное списание запасов общераспространенных полезных ископаемых с территориального баланса по результатам добычи осуществляется без проведения государственной экспертизы на основании актов на списание и ежегодно предоставляемых сведений о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых (форма государственной статистической отчетности организаций, осуществляющих добычу полезных ископаемых, № 5-гр, утвержденная Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 13 ноября 2000 года № 110).
1.14. Списание запасов общераспространенных полезных ископаемых с территориального баланса в случае их неподтверждения по результатам добычи осуществляется без проведения государственной экспертизы запасов на основании актов на списание и решений ТКЗ.
1.15. Порядок содержания и оформления документации на списание запасов общераспространенных полезных ископаемых с учета организации по добыче полезных ископаемых определяется Инструкцией о порядке списания запасов полезных ископаемых с учета предприятий по добыче полезных ископаемых, утвержденной Постановлением Госгортехнадзора России от 17 сентября 1997 года № 28.

2. Основные требования к информации о запасах
общераспространенных полезных ископаемых и иных
свойствах недр, определяющих их ценность

Информация о запасах общераспространенных полезных ископаемых и участках недр, используемых в целях, не связанных с добычей минерального сырья, представляемая на государственную геологическую экспертизу, должна содержать все необходимые данные для оценки промышленного значения последствий, которые могут быть в результате хозяйственного освоения этих запасов и участков.
2.1. Информация о разведанных запасах должна содержать:
- сведения о географо-экономическом положении месторождения, климате, рельефе, гидрографической сети, транспортных и энергетических коммуникациях, населении и населенных пунктах, промышленном и сельскохозяйственном производстве, возможности использования местных ресурсов в процессе освоения и разработки месторождения (запасов);
- данные о возможных потребителях основной и побочной продукции, которая может быть получена при вскрытии и разработке запасов общераспространенных полезных ископаемых, и возможном экономическом эффекте с учетом ожидаемых отрицательных воздействий добычи и переработки на окружающую среду и затрат на выполнение природоохранных мероприятий;
- данные о проведенных поисковых, разведочных, гидрогеологических и других работах, в том числе научно-исследовательских и проектно-изыскательских, состоянии геологической изученности месторождения и района, основных результатах этих работ и уровне их использования для оценки запасов и условий разработки месторождения;
- сведения о геологическом строении месторождения, составе, возрасте, фациальной и формационной принадлежности вмещающих пород, их распространении, мощностях и условиях залегания, основных геологических структурах (складчатых и разрывных) и других элементах геологического строения, оказывающих влияние на морфологию, состав и пространственное размещение запасов общераспространенных полезных ископаемых и условия их разработки;
- сведения о горно-технических, гидрогеологических, инженерно-геологических и иных условиях эксплуатации месторождений общераспространенных полезных ископаемых, в том числе физико-механических свойствах пород, их устойчивости, возможности проявления суффозионных процессов и динамических ударов, газо- и взрывоопасности, динамике подземных вод и вероятных притоках в горные выработки, возможности использования этих вод для целей водоснабжения и о мерах по предотвращению развития процессов, которые могут осложнить отработку запасов общераспространенных полезных ископаемых;
- данные о количестве и качестве полезных ископаемых, в том числе сведения о составе и других свойствах полезного ископаемого, определяющих направления его использования, количестве, форме и размерах залежей, содержании основных и попутных компонентов, наличии и характере распределения вредных примесей;
- данные опробования и результаты химических и других видов анализов пород и полезного ископаемого, включая данные внутреннего и внешнего контроля анализов;
- сведения о наличии в пределах месторождения других видов полезных ископаемых и ценных компонентов, которые могут извлекаться попутно с основным полезным ископаемым и найти применение, а также о вмещающих породах, извлекаемых в процессе разработки месторождения, и их пригодности для промышленного использования (в качестве стройматериалов и др.);
- сведения о технологической изученности полезного ископаемого, соответствии научно-методического уровня оценки технологических свойств полезного ископаемого современному уровню переработки аналогичного минерального сырья и принятым показателям, учтенным в технико-экономическом обосновании кондиций, изученности возможности использования отходов и воздействии принятой технологии переработки полезного ископаемого на окружающую среду;
- для разрабатываемых месторождений - результаты эксплуатационной деятельности, включая данные эксплуатационной разведки, в том числе о количестве и качестве извлекаемых запасов, потерях, разубоживании, извлечении основных и попутных компонентов при добыче и переработке, в соответствии с их подсчетными, проектными или лицензионными показателями, а также данные об использовании отходов добычи и переработки, экономические показатели добычи и переработки (себестоимость, прибыль и др.);
- при значительном несоответствии фактических показателей добычи и переработки подсчетным, проектным или лицензионным показателям, подтвержденным результатами эксплуатационной разведки, добычи и переработки, сведения о размерах неподтверждения и причинах, следствием которых явилось это неподтверждение;
- сведения о кондициях для подсчета запасов, включая основной и альтернативные варианты, влиянии каждого из вариантов на экономические показатели освоения месторождения;
- данные подсчета запасов основных и попутно извлекаемых полезных ископаемых, а также вскрышных пород, раздельно по залежам и категориям запасов, типам и сортам, с приведением выполненных расчетов и определений всех параметров запасов (содержаний, мощностей, объемов и количества поправочных коэффициентов и др.);
- сведения об источниках информации с указанием вида материала (документа), года публикации (составления) и принадлежности (авторство, организация), включая перечень первичной документации, а в необходимых случаях и саму документацию горных выработок, скважин и иных видов геологоразведочных, добычных и иных работ, связанных с изучением, оценкой, подготовкой к эксплуатации и собственно отработкой полезного ископаемого;
- сведения о природоохранных и ресурсосберегающих мероприятиях, их назначении (задачах), способах организации и исполнения, ожидаемых затратах и эффективности.
2.2. Информация о прогнозных ресурсах полезных ископаемых должна включать:
- сведения о месторождении, его расположении, состоянии изученности, геологическом строении, составе, морфологии и условиях размещения залежей полезного ископаемого в геологических структурах;
- данные о структуре разведанных запасов, если таковые имеются, их количестве, качестве и технико-экономических показателях освоения;
- результаты проведенных поисковых, геофизических, геохимических и других работ, на основании которых выполнена оценка прогнозных ресурсов, включая цифровые и аналоговые экстраполяции геологических данных, использованных для обоснования прогнозных построений, площадей и глубин распространения полезных ископаемых;
- оценку прогнозных ресурсов (принципы оценки, обоснования контуров распространения, мощностей, содержаний и других подсчетных параметров);
- общие сведения и предложения о горно-геологических, гидрогеологических, инженерно-геологических и других природных особенностях нахождения прогнозных ресурсов;
- предложения о возможности и целесообразности промышленного освоения прогнозных ресурсов и дальнейшего их геологического доизучения.
Информация о прогнозных ресурсах вне месторождений полезных ископаемых (негеометризованных) должна включать:
- сведения о территориальном размещении благоприятных формаций (рудоносных и иных), их распространенности и положении в геологических структурах, глубинах и формах залегания, особенностях состава и строения, стратиграфических, литологических и иных признаках выделения, характер отображения этих формаций в геофизических и геохимических полях;
- сведения о предполагаемых формах концентрации полезного ископаемого и геологических обстановках, наиболее благоприятных для обнаружения запасов полезного ископаемого, литологических, петрографических, структурных и других факторов;
- прогнозы ожидаемых типов и размеров месторождений, принципов и методов определения параметров месторождений;
- сведения о работах, на основе которых выполнены прогнозные оценки, и предложения о целесообразных направлениях дальнейшего геологического изучения прогнозируемых объектов.
2.3. Информация об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых, в том числе наземных зданий и сооружений, должна содержать:
- сведения о географо-экономическом положении и условиях освоения (эксплуатации) участка;
- характеристику сооружения, размещаемого на данном участке недр (его назначение, основные параметры, намечаемые сроки ввода и эксплуатации, технико-экономические и стоимостные показатели), и кроме того, для участков недр, предназначенных для размещения продукции и отходов;
- сведения о конструкции приемных скважин и емкостей;
- сведения о геологическом строении участка, составе, возрасте и условиях залегания горных пород в зависимости от технических условий, определяемых назначением и свойствами сооружения, а также о наличии полезных ископаемых, в том числе тех, которые могут быть использованы при сооружении объекта;
- сведения о горно-геологических, горно-технических, гидрогеологических, инженерно-геологических и иных условиях эксплуатации сооружения, суффозионных и гидродинамических процессах, проявлениях внутреннего и поверхностного карста, динамике и возможных водопритоках и других процессах, которые могут оказывать влияние на показатели и условия эксплуатации сооружений;
- результаты исследований физико-механических свойств пород, их химического состава и иных свойств в зависимости от технических условий, определяемых назначение и свойства сооружения. Кроме того, по участкам недр, предназначенным для захоронения радиоактивных и высокотоксичных отходов, не поддающихся очистке;
- результаты оценки надежности водоупорных пород, используемых непосредственно для захоронения твердых отходов или изолирующих в плане и разрезе геологические образования, выбранные в качестве коллекторов для размещения стоков, а также совместимости вмещающих пород и закачиваемых (складируемых) отходов - приемной способности коллекторов, скорости распространения и безопасности ареала закачиваемых стоков;
- технико-экономическое обоснование целесообразности использования данного участка недр для строительства проектируемого сооружения;
- данные о влиянии работ по эксплуатации сооружения и собственно сооружения на состояние недр и окружающей природной среды, а также мерах по предотвращению ущерба, оказываемого сооружением недрам и среде.
2.4. Полнота и детальность сведений, представление которых предусмотрено настоящей Инструкцией, зависят от назначения экспертизы, сложности природных свойств объекта, характера и цели (назначения) работ, значения этих сведений для оценки объекта и обоснования его геолого-экономических и других показателей освоения и эксплуатации.
2.5. Содержащиеся в информации данные должны обеспечивать возможность проверки выводов и расчетов без личного участия авторов.
2.6. Текстовые, графические и табличные материалы, содержащие информацию о запасах полезных ископаемых и участках недр, предназначенных для использования в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, должны быть оформлены в соответствии с требованиями инструкций Государственной комиссии Российской Федерации по запасам полезных ископаемых и правил ведения делопроизводства.

3. Основные требования к оформлению результатов
государственной геологической экспертизы

3.1. Заключение государственной экспертизы должно содержать выводы:
- о достоверности и правильности указанной в представленных материалах оценки количества и качества запасов полезных ископаемых в недрах, подготовленности месторождений или их отдельных частей к промышленному освоению, а также их промышленного значения;
- об обоснованности переоценки запасов полезных ископаемых по результатам геологического изучения, разработки месторождений или в связи с изменением рыночной конъюнктуры;
- об обоснованности постановки на территориальный баланс запасов полезных ископаемых и их списания с территориального баланса, а также внесения изменений, связанных с оперативным учетом изменения запасов;
- о возможностях безопасного использования участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых.
В случае если представленные материалы по своему содержанию, обоснованности и объему не позволяют дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, а также геологической информации об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых, то заключение государственной экспертизы должно содержать указание о необходимости соответствующей доработки материалов.
3.2. Детальность освещения отдельных вопросов в процессе экспертизы определяется ее назначением, спецификой представленных материалов и природных свойств объекта, а также исходя из необходимости обеспечить обоснованные предложения по намеченным (предлагаемым) видам деятельности.
3.3. Заключение по экспертизе рассматривается на заседаниях ТКЗ с привлечением заинтересованных организаций и лиц. Результаты рассмотрения оформляются протоколом, который является неотъемлемой частью заключения.
3.4. Разногласия, возникающие между организацией, представившей материалы на экспертизу, и ТКЗ по оценке результатов экспертизы, оформляются в виде приложения к протоколу заседания комиссии.
3.5. Заключение государственной геологической экспертизы вместе с протоколом заседания ТКЗ, подписанным всеми членами комиссии и утвержденным председателем комиссии, в течение 5 дней с даты утверждения направляется в организацию, представившую материалы на экспертизу, и в Белгородский филиал ФБУ "Территориальный фонд геологической информации по Центральному федеральному округу".
3.6. В случае выявившегося в процессе экспертизы несоответствия материалов установленным требованиям ТКЗ возвращает эти материалы организации, их представившей, с мотивированным изложением причин, послуживших основанием для возврата.
3.7. Заключения государственной геологической экспертизы, утвержденные ТКЗ, могут быть обжалованы в установленном законодательством Российской Федерации порядке.





Приложение
к Инструкции о порядке проведения
государственной экспертизы геологических
материалов территориальной комиссией по
запасам участков недр местного
значения Белгородской области

УТВЕРЖДАЮ
Руководитель департамента
экономического развития
Белгородской области
___________________________
М.П. (подпись)
"__" ___________ 20 г.

Акт
на списание запасов участков недр местного значения
с учета организации по добыче полезных ископаемых

Мы, нижеподписавшиеся, руководитель организации _______________________
__________________________________________________________________________,
(фамилия, инициалы)
главный (старший) маркшейдер ______________________________________________
(фамилия, инициалы)
составили настоящий акт "__" _________ 20 г. на списание с учета
___________________________________________________________________________
(наименование организации)
балансовых запасов по _____________________________________________________
(наименование месторождения общераспространенного
полезного ископаемого)
на основании лицензии _____________________________________________________
(серия, номер, вид лицензии и дата выдачи)
по следующим причинам: ____________________________________________________
Списываемые запасы ____________________________________________________
(наименование полезного ископаемого)
учтены по _________________________________________________________________
(наименование категории запасов, горизонта, блока подсчета запасов)
залегали на площади ___ м2, имели среднюю нормальную мощность ___ м,
объемную массу ____ г/см3 и составляли ___________________________________.
(количество списываемого
полезного ископаемого)
Фактически оставшиеся после списания балансовые запасы залегают на
площади ____ м2, имеют среднюю нормальную мощность ____ м, объемную массу
____ г/см3 и составляют ___________________________________________.
(количество полезного ископаемого)
Общее количество списываемых и уже списанных по месторождению запасов
(в % к запасам, переданным организации при лицензировании пользования
недрами) __________________________________________________________________

Руководитель организации __________________________________________________
Главный (старший) маркшейдер ______________________________________________


------------------------------------------------------------------